Биология 11 класс

26.11.2013 19:15

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

 

1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 24.12.2010№ 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

  2. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Роооссийской Федерации от 07.06.2005 г № 03-1263);

  3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. № 03-02/9639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»;
  4. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год.

 

Цель курса общей биологии: обобщение и углубление биологических знаний, имеющихся у учащихся, до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также демонстрация прикладного значения биологии. В курсе биологии 11 класса важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи обучения биологии: приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической грамотности;

Курс общей биологии 11 класса содержит раздел: «Вид», включающий основы эволюционного учения, происхождения и развития жизни на Земле, антропогенез и раздел «Экосистемы», который включает основы экологии и учение о биосфере.

В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

В качестве пособий для изучения регионального содержания биологического образования используются:

  • Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб.пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2002.

  • публикации в прессе и сайтах Челябинской области по состоянию здоровья населения и экологическим проблемам Челябинской области.

 

  • Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;

  • По школьному учебному плану – 2 ч. в неделю, 70 часов в год;

  • Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;

  • Количество часов по рабочей программе – 2 ч. в неделю, 70 часов в год.

 

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В связи с выделением дополнительного часа из школьного компонента добавлены часы на изучение разделов «Вид» (12 часов) и «Экосистемы» (11 часов), а также выделено время на обобщение знаний по курсу общей биологии (16 часов) – из которых 2 часа отведены на экскурсии. В календарно-тематическом планировании предусмотрены уроки, включающие диагностические работы для контроля и оценки знаний. В содержание обобщающих уроков включены вопросы базового уровня из Кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 г.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По программе В.В. Пасечника

По рабочей программе

1.

Вид

20

34

  1. История эволюционных идей

4

4

    1. Современное эволюционной учение

9

16

    1. Происхождение жизни на Земле

3

6

    1. Происхождение человека

4

8

2.

Экосистемы

11

22

    1. Экологические факторы

3

6

  1. Структура экосистем

4

8

    1. Биосфера – глобальная экосистема

2

4

    1. Биосфера и человек

2

4

3.

Обобщение знаний по курсу общей биологии

1 + 3 резервное время

14

 

Итого

35

70

 

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа В.В. Пасечника включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. В календарно-тематическом планировании оценочные работы отмечены знаком [O].


 

Практическая часть программы

Темы (разделы) курса

Практическая часть

по авторской программе

Количество

Лабораторных работ

Экскурсий

1. Вид

 

 

 

  1. История эволюционных идей

 

 

 

    1. Современное эволюционной учение

Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию» [O]

Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида [O]

Л/р № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» [O]

3

 

    1. Происхождение жизни на Земле

Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» [-]

1

 

    1. Происхождение человека

Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» [-]

1

 

2. Экосистемы

 

 

 

    1. Экологические факторы

Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» [О]

1

 

  1. Структура экосистем

Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» [О]

Л/р № 8 «Решение экологических задач» [О]

Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» [О]

Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» [О]

4

 

    1. Биосфера – глобальная экосистема

 

 

 

    1. Биосфера и человек

Л/р № 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» [О]

1

 

Обобщение знаний по курсу общей биологии

Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» [-]

Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» [-]

 

2

 

Итого:

11

2

 

 

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.


 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел

Требования к уровню подготовки выпускников

Вид

Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Экосистемы

Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения правил поведения в природной среде.


 

Учебно-методическое обеспечение

  • Учебник: Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для ощеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.

  • Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника « Биология. Общая биология.10-11 классы»/ В.В. Пасечник,Г.Г. Швецов.-М. : Дрофа, 2011.- 159, (1) с.

  • Методические пособия: Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  • Дидактические материалы: Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

  • Инструментарий по отслеживанию результатов:

Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.

Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.

Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-2008.

  • Дополнительная литература для учащихся

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрова, 2004.


 

Согласно рекомендациям В.В. Пасечника «Экскурсии проводятся по усмотрению учителя при наличии свободного времени» (программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010).