Биология 8 класс

26.11.2013 18:58

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

 

1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 24.12.20010№ 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20011/2012 учебный год».

  2. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Роооссийской Федерации от 07.06.2005 г № 03-1263);

  3. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014учебном году» от 18.07.2012 г. № 103/4275.

  4. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год.

 

Согласно стандарту основного общего образования изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизне­деятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном су­ществе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных дос­тижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологи­ческими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоро­вью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового об­раза жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В рабочей программе предусмотрено формирование ключевых компетенций. В таб­лице 1 ключевые компетенции подразделяются на общепредметные, и предметные

В результате изучения курса биологии «Человек и его здоровье» ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, пита­ние, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной карти­ны мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопи­тающими животными, место и роль человека в природе: взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины про­явления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, орга­низмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематиче­ской группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов рис­ка на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных по­ступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп: в биологических слова­рях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходи­мую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных тех­нологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окру­жающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организм

 

 

 

Содержания рабочей программы по реализации национально-регионального компонента (НРК)


 

п/п

Раздел (тема)

Тематика НРК

1

Введение

Возможности системы здравоохранения Лечение и про­филактика заболеваний

2

РАЗДЕЛ 1. Происхо­ждение человека

Следы древнего человека на Южном Урале

3

 
 

Многонациональный состав Челябинской области

РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма

4

Тема 2.4
Опорно-двигатель­ная система

Причины детского травматизма (по материалам СМИ Челя­бинской области) и правила оказания первой помощи

5

Тема 2.5. Внутренняя

Профилактические прививки и вакцинация жителей
Челябинской области

 

среда организма

 

6

Тема 2.6 Кровенос­ная и лимфатическая системы организма

Характеристика сердечно-сосудистых заболеваний жителей Челябинской области и их профилактика

7

Тема 2.7. Дыхатель­ная система

Статистические данные по Челябинской области по заболе­ваемости органов дыхания, связанной с вредными привыч­ками (по материалам СМИ Челябинской области)

8

Тема 2 8. Пищевари­тельная система

Причины и источники пищевых отравлений у жителей Че­лябинской области (по материалам СМИ Челябинской об­ласти)

9

Тема 2 9. Обмен ве­ществ и энергии

Энерготраты работников различных видов производств Че­лябинской области

10

Тема 2.15. Железы внутренней секреции

Экологическая обстановка в Челябинской области как фак­тор риска заболеваний желез внутренней секреции и их профилактика

11

РАЗДЕЛ 3 Индивиду­альное развитие ор­ганизма

Влияние вредных привычек на здоровье подростков

12

 

Статистика ВИЧ-инфекции по Челябинской области (по ма­териалам СМИ Челябинской области)

 

 

3. Тематический план

(составлен, на основе сопоставления авторской и рабочей программ по темам)


 

Название темы

Количество часов

1
 
 

Авторская программа В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. VI. Пакуловой

Рабо­чая про­грамма

Раз­ность часов

Обоснование

Введение

1

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Происхож­дение человека

3

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма

56

 

 

 

РАЗДЕЛ 3 Индивиду­альное развитие орга­низма

5

 

 

 

РАЗДЕЛ 4 Человек и

 

2

 

Авторская программа дополнена разделом

окружающая среда

 

 

 

«Человек

 
 

 

 

 

и окружающая среда», за счет часов резервного времени

Резерв

5

3

 

 

Итого

70

70

 

 

 
 
УМК:

Учебник Биология.Человек.8 кл.:учеб.для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 9-е изд.,стереотип. – М. : Дрофа,2008. – 332, [4] с. : ил.

Р.Д.Маш Рабочая тетрадь к курсу биологии 8 класса «Человек» М. «Дрофа» 2013г.