Общая биология 10 класс

26.11.2013 19:09

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

 

1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 24.12.20010№ 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20011/2012 учебный год».

  2. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Роооссийской Федерации от 07.06.2005 г № 03-1263);

  3. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014учебном году» от 18.07.2012 г. № 103/4275.

  4. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год.

Цель курса общей биологии: обобщение и углубление биологических знаний, имеющихся у учащихся, до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также демонстрация прикладного значения биологии. В курсе биологии 10 класса важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи обучения биологии: приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической грамотности;

Курс общей биологии 10 класса содержит разделы : « Биология как наука. Методы научного познания», « Клетка», «Организм».

 

 

 

Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

 
В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

В качестве пособий для изучения регионального содержания биологического образования используются:

  • Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб.пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2002.

  • публикации в прессе и сайтах Челябинской области по состоянию здоровья населения и экологическим проблемам Челябинской области.

 

  • Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;

  • По школьному учебному плану – 2 ч. в неделю, 70 часов в год;

  • Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;

  • Количество часов по рабочей программе – 2 ч. в неделю, 70 часов в год.

 

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В связи с выделением дополнительного часа из школьного компонента добавлены часы на изучение разделов «Биология как наука. Методы научного познания » (1 час) ,«Клетка » (11 часов), «Организм»(.22) В календарно-тематическом планировании предусмотрены уроки, включающие диагностические работы для контроля и оценки знаний. В содержание обобщающих уроков включены вопросы базового уровня из Кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г.

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По программе В.В. Пасечника

По рабочей программе

1.

Биология как наука. Методы научного познания

4

5

  1. Краткая история развития биологии.Методы исследования в биологии.

2

2

    1. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

2

3

2

Клетка

10

21

2.1.Методы цитологии. Клеточная теория

1

1

2.2. Химический состав клетки

4

10

2.3 Строение клетки

3

8

2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1

1

2.5Вирусы

1

1

3.

Организм

19

41

    1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

1

    1. Обмен веществ и превращения энергии- свойство живых организмов

2

8

  1. Размножение

4

7

    1. Индивидуальное развитие организма 9онтогенез)

2

4

    1. Наследственность и изменчивость

7

18

    1. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология

3

3

3.

Обобщение знаний по курсу общей биологии

2 часа резерв

1+2 часа резерв

 

Итого

35

70

 

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа В.В. Пасечника включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. В календарно-тематическом планировании оценочные работы отмечены знаком [O].


 

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

 

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/ понимать
  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

 

уметь
  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии .